Игорь ГУСЕЙНОВ,

 Общественное Объединение Европейский Центр

ProEuropa” в Комрате

Не успев восстановиться после беспрецедентных вызовов XXI века, связанных с пандемией, Республика Молдова столкнулась с еще более сложными и непредсказуемыми трудностями. Вооруженный конфликт на Украине взбудоражил весь мир, создавая глобальные глубокие экономические, социальные и политические кризисы. Начиная с 24 февраля 2022 года АТО Гагаузия, как и вся Республика Молдова, впервые столкнулась с таким большим количеством украинских беженцев. Отсутствие необходимых институтов и соответствующего механизма взаимодействия между ними привели к чрезвычайно сложной ситуации, что обусловило возникновение целого комплекса проблем в процессе управления кризисом беженцев. Роль и степень вовлеченности властей, местного населения, НПО и других участников характеризовались нестабильностью и варьировались на разных стадиях кризиса украинских беженцев.

 

В первые дни притока беженцев местные и государственные власти с трудом справлялись с потоком людей. Главной проблемой оставалось размещение. На территории Гагаузии затруднения с жильем для беженцев ощущалась остро, так как социальные учреждения не рассчитаны на большой поток людей, а рынок недвижимости под аренду очень слабо развит. В связи с чем, многие помещения более или менее пригодные для временного пребывания, трансформировались в Центры размещения. Стоит отметить, что в Украине до начала военных действий проживало много выходцев из Гагаузии и гагаузов. Большинство беженцев, в основном это женщины и дети, предпочли размещаться в семьях: у своих родственников или знакомых. Экспертам Европейского Центра «Pro-Europa» в Комрате удалось провести несколько консультаций с представителями местной власти, гражданского сектора, населения, СМИ и беженцами, которые находятся на территории Гагаузии.  В ходе дискуссий неоднократно отмечалась важная роль местного сообщества в процессе регламентации кризиса на территории Гагаузии.

В самом начале притока беженцев местные органы власти, население и религиозные общины достаточно оперативно отреагировали и приняли самое активное участие, организовав сбор и развоз продуктов, а также материалов первой необходимости: одежды, продуктов питания, средств гигиены и т.д. Институционализация процесса по управлению кризисом украинских беженцев не происходит в одночасье, а занимает определенное время. На центральном уровне государственные власти создали Центр управления кризисными ситуациями для координации потока беженцев, организации их размещения и оказания им социальной помощи.

Гибкость и субсидиарность явились определяющими факторами в начале возникновения гуманитарного кризиса. Представители органов местного публичного управления I уровня, а именно примэрии, вынуждены были разрабатывать внутренние положения и механизмы по взаимодействию, регулированию и решению возникших проблем, а также организовывать прием, размещение и предоставление услуг первоступенной важности для украинских беженцев. Следует отметить, что после налаживания механизма организации по оказанию экстренной помощи беженцам и вовлечение других специализирующихся институтов, интенсивность вовлеченности местных властей снизилась. Акцент работы местных органов власти сместился от оказания экстренной помощи к повседневным вопросам и обязанностям. С определенной периодичностью разработка отчетности, предоставление консультаций по соответствующим вопросам, необходимость предоставления ответов на полученные запросы, участие в тренингах и курсах, относительно управления потоками беженцев, создает существенную нагрузку для работников примэрий. Помимо повседневной работы на сотрудников бюджетных учреждений, как правило, социальных работников из примэрий, легла также нагрузка по урегулированию кризиса украинских беженцев. Однако, дополнительных поощрений за их труд властными структурами предусмотрено не было. Впрочем, несмотря на все трудности, на сегодняшний день местные власти остаются ключевыми участниками в механизме реагирования и управления кризисом, вызванным огромным притоком беженцев из Украины.

Другой категорией, наиболее активно проявившей себя в процессе регламентации ключевых проблем в результате кризиса беженцев, выступает местное население. В первые месяцы многие жители АТО Гагаузия самым активным образом вовлекались в процесс по оказанию помощи беженцам. В основном, предоставлялась нефинансовая помощь в виде продуктов питания, одежды, гигиенических принадлежностей, жилья. Кроме того, местное население оказывало информационную поддержку, касающуюся поиска жилья, а также консультаций о том, как лучше разместиться, адаптироваться, облегчить сложности пребывания беженцев на территории Гагаузии. Как и в случае с местными органами публичного управления, первое время наблюдалась высокая степень вовлеченности и поддержки со стороны местного населения. После чего, в обществе стала наблюдаться определенная усталость, что является ожидаемым, естественным и вполне закономерным социальным явлением. Кроме того, отсутствие информированности и осведомленности о войне в Украине в еще большей степени усугубляло общественную неопределенность и социальную напряженность.

С начала лета, отношение местного населения к происходящим процессам постепенно меняется. В период с августа по начало ноября текущего года настроение местных жителей к беженцам характеризуется определенным равнодушием. Более того, наблюдаются случаи выражения претензий к властям о сосредоточении внимания к проблемам беженцев и предоставления им значительной материальной помощи, в то время как, в условиях углубляющегося кризиса, недостаточно помощи оказывается местному населению.

Вместе с гуманитарным усилился и социально-экономический кризис, который становится затяжным. Для государства со слабой экономикой и не стабильным бюджетом, помощь Международных организаций и институтов становится определяющей. Вместе с тем, в АТО Гагаузия можно было наблюдать отсутствие моментальной активной вовлеченности международных организаций по оказанию прямой финансовой помощи. Это объясняется необходимостью некоторого времени для урегулирования внутренних бюрократических процессов и взаимодействий с государственными органами власти.

Предоставление прямой финансовой помощи украинским беженцам и молдавским семьям, принимающих их, осуществляется при непосредственном участии Международных и Национальных неправительственных организаций. Местные организации, ориентированные на решение социальных вопросов, пересмотрели свои приоритеты в пользу имплементации проектов, направленных на поддержку решения задач кризиса украинских беженцев. В то же время, местные НПО, которые имеют другие уставные приоритеты, отметили ощущение определенной паузы со стороны международных доноров. Предполагается, что эти обстоятельства возникли по причине того, что донору необходимо было время для оценивания ситуации и пересмотра приоритетных сфер для перенаправления ресурсов на смягчение и преодоление кризиса, вызванного огромным потоком беженцев. Рассматривая общую ситуацию в автономии как кризисную по многим направлениям, можно выдвинуть предположение, что именно данное обстоятельство привело к существенному абстрагированию экономических агентов от возникших гуманитарных проблем. В то же время на начальном этапе экономические агенты предоставляли материальную помощь: в виде бесплатного питания, сим-карт, постельных принадлежностей и др.

Подытожив анализ вовлеченности представителей различных сфер деятельности в АТО Гагаузия в ситуации кризиса беженцев, можно отметить, что в силу своих возможностей все участники местного сообщества активно вовлекались, а некоторые и продолжают вовлекаться в процесс его урегулирования.  На фоне стабилизации механизма реагирования со стороны местных властей, наблюдается активное предоставление финансовой и материальной помощи со стороны международных неправительственных организаций. Одновременно с этим, отмечается, что население внесло свой гуманистический вклад на начальном этапе кризиса беженцев. В настоящее время наблюдается некоторое отчуждение к проблемам украинских беженцев, обусловленное высокой инфляцией и неподъемными тарифами на энергоресурсы и коммунальные услуги.

Гусейнов Игорь, специалист в области публичного управления, экономист, доктор экономических наук. Более 16 лет осуществлял свою деятельность на различных должностях государственной службы в органах власти АТО Гагаузия. В настоящее время является консультантом и экспертом в реализации проектов гражданского общества на юге Молдовы.

Статья доступна и на сайте Nord News: https://nordnews.md/ru/o-mehanizme-reagirovaniya-na-problemy-reglamentaczii-krizisa-bezhenczev-v-ato-gagauziya/

Данная статья подготовлена в рамках проекта «Вклад гражданского общества в противодействие новым гибридным угрозам как ответ на приток беженцев: выработка активного устойчивого подхода в Республике Молдова», реализуемого Ассоциацией Внешней Политики (АРЕ) в партнерстве с Nord News, Европейским центром «Про-Европа» в Комрате и Зоной Безопасности, финансируемым за счет гранта Института по освещению войны и мира (IWPR) при поддержке Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Упомянутые мнения, выводы и заключения принадлежат авторам и не обязательно отражают видение IWPR и правительства Соединенного Королевства.