Виталие ГУЦУ
ZONA DE SECURITATE.MD
Спустя почти год после того, как Российская Федерация развязала войну на территории Украины, сообщения о текущей ситуации на поле боя или статусе украинских беженцев в странах, куда им удалось попасть, по-разному передаются и воспринимаются как таковые. Так обстоит дело и в приднестровском регионе, где агрессия Российской Федерации против Украины никак не освещается средствами массовой информации левобережья Днестра. Ни на телеканалах, ни на радио, ни на новостных веб-порталах региона вы не найдете информации о ходьбе войны или изображений ужасов, происходящих в Буче, Ирпене, Херсоне или Днепре. Предполагаемые источники в СМИ также не освещают события о положении украинских беженцев на территории приднестровского региона.
Вы почти или совсем не найдете информацию на эту тему. СМИ в регионе также не представляют риторику кремлевской пропаганды, пропаганды о “демилитаризации и денацификации Украины” – все находится во власти российских каналов, которые вещают в регионе без каких-либо ограничений. Войну называют эти источники – “ситуацией в Украине”, когда им приходится освещать похожие темы, такие как кризис с беженцами или закрытие молдавско-украинской границы на Приднестровском участке.
ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ УЗНАЮТ ИНФОРМАЦИЮ ЖИТЕЛИ ПРИДНЕСТРОВСКОГО РЕГИОНА?
Команда из zonadesecuritate.md отправилась узнать мнение людей в регионе: откуда они узнают о войне на Украине, об украинских беженцах и о том, что говорят на эту тему местные журналисты. Люди признаются: о войне узнают только из российских каналов, особенно из пропагандистской передачи – «60 минут».
Zona de Securitate (вопросы) | ГОЛОСА (ответы) |
Какие телевизионные каналы вы смотрите? | ГОЛОС 1: Я люблю все смотреть. Особенно – новости. Я смотрю ПМР, ТСВ и российские каналы я тоже смотрю.
ГОЛОС 2: Стараюсь все смотреть. Преднестровье, ТСВ.
ГОЛОС 3: Я смотрю Россия, Первый Канал, ОРТ. Я смотрю наши: ТСВ, ПМР. Я люблю смотреть Спорт.
|
Местные телеканалы (в Приднестровском регионе) показывают новости из Украины?
| ГОЛОС 1: Не совсем. Немного освещают. В общем, только российские каналы показывают.
ГОЛОС 2: Да, говорят. Не показывают, а говорят.
ГОЛОС 3: Нет. Они не оскорбляют ни Украину, ни Молдову.
ГОЛОС 4: Я не вижу, чтобы это была комплексная картина, но показывают так немного. Я бы даже сказал, что на наших каналах ничего не показывают. ОРТ, Россия – да, некоторые украинские каналы 1+1, они явно освещают события, а у нас ничего не слышно.
ГОЛОС 5: Думаю, что их избегают.
|
Этого достаточно? | ГОЛОС 2: Этого достаточно. Например, меня беспокоит то, что происходит в Украине. Мы должны жить в мире и дружбе со всеми: даже с этими американцами. Поймите, как получается, правда о том, что происходит в Украине, до них не доходит. Вот почему люди не знают правду. Если бы они показывали им беспорядок, который творят эти нацисты, их так называют. Американцы поддерживают их, дают им деньги.
|
Но почему? | ГОЛОС 3: Потому что мы нейтральная страна. Мы ни с кем не воюем. Зачем нам это нужно?
ГОЛОС 4: Не знаю. Думаю, чтобы не нагнетать обстановку в республике, ведь кто-то поддерживает политику России, а кто-то – нет. Я думаю, что тех, кто не поддерживает Россию, не так уж и мало. Вот почему, с этой точки зрения, наши каналы не освещают то, что происходит в Украине.
ГОЛОС 5: Здесь живут разные группы людей, с разными мнениями, чтобы никого не расстраивать. Чтобы не озлоблять людей.
|
Каким телевизионным каналам Вы доверяете?
| ГОЛОС 5: Думаю, больше всего нашим каналам, в Приднестровье – ТСВ, ПМР.
|
ПРОПАГАНДА – ЭЛЕМЕНТ ИЗОЛИРОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ПРИДНЕСТРОВСКОГО РЕГИОНА ОТ РЕАЛИЙ
Пропаганда является и остается, по крайней мере, на данный момент, элементом дистанцирования жителей приднестровского региона от другой стороны Республики Молдова и от реалий, происходящих во всем мире, в основном из-за ситуации с региональной безопасностью. Геннадий Чорба, активист левобережья Днестра, который в прошлом был якобы министром связи Тирасполя, курирующий СМИ, рассказал нам, как создается информационный пузырь для жителей региона, чтобы Кишинев представлялся, искусственно, как враг.
“Это абсолютное господство российских каналов. Согласно (якобы) закону о телекоммуникациях, в Приднестровье обязательно свободное наличие пяти телеканалов в любой сетке. Из которых Первый Приднестровский – это канал, целью которого является популяризация приднестровских властей и формирование образа врага в лице Кишинева. Существование Приднестровья невозможно без существования врага. Больше не возникнет вопроса, почему мы были созданы. После этого идут еще три российских канала, среди которых: ОРT, Россия 1 и новостной канал. Также есть и украинский телеканал “1+1”, – заявил он также медиа-учреждению zonadesecuritate.md.
В то же время интерес российских телеканалов существует и на левом берегу Днестра.
Геннадий Чорба, активист левобережья Днестра: Это принцип пропаганды, промывания мозгов путем чередования новостей и ток-шоу с развлекательными программами, людей этим и подкупают. Там всегда увидишь Соловьева, Скабееву. Они промывают мозги, и, в итоге мы имеем то, что имеем.
Zona de Securiate: Как можно отключить эту кнопку?
Геннадий Чорба, активист левобережья Днестра: Во-первых, воздействие на информационное пространство в Приднестровье возможно только в случае реинтеграции или воздействия извне. Например, через эфирное телевидение, чтобы проникнуть в сетку вещания. Это возможно, просто никто не занимается этим.
Наш вывод, подтвержденный активистом левобережья Днестра Геннадием Чорба, заключается в том, что на сегодняшний день: телеканалы и радиостанции региона можно смотреть и слушать и в населенных пунктах, находящихся под конституционным контролем. Во время создания нашего материала мы запечатлели последовательность, когда мы были в Варнице, Новоаненского района, как радиостанция из Российской Федерации транслирует советы по мобилизации в Украине.
СООБЩЕНИЕ, ТРАНСЛИРУЕМОЕ РОССИЙСКИМИ РАДИОСТАНЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Вы можете злиться на президента, министров, обращаться к Богу, кстати, не самое лучшее, но никто не защитит ваших близких вместо вас, поэтому подготовьтесь к этому (к мобилизации) наиболее подходящим образом. Готовьтесь каждую свободную минуту, готовьтесь по всем направлениям: обучение общению, оснащению и снаряжению. Как именно подготовиться: мы работаем с различными проектами, кто захочет пройти курс обучения, это касается, в частности, тех, кто сейчас мобилизован, мы окажем вам максимальную помощь в этом.
ЛЮДИ ЛЕВОБЕРЕЖЬЯ ДНЕСТРА В КОГНИТИВНОМ ДИССОНАНСЕ: ОНИ ПРОТИВ ВОЙНЫ, НО В СИЛУ СВОЕГО МЕНТАЛИТЕТА ОНИ НЕ ГОТОВЫ ЗАЯВИТЬ ОБ ЭТОМ
По мнению исполнительного директора Ассоциации независимой прессы Петра Маковей, рассказы, которые ведутся на левом берегу Днестра, – это манипуляции, сфабрикованные Кремлем и передаваемые по российским каналам, к которым люди левобережья Днестра имеют постоянный доступ.
“Респонденты вашего опроса продолжают получать информацию из источников российской пропаганды, что является серьезным делом. И это доказывает, что люди продолжают оставаться жертвами информационных манипуляций и пропаганды Кремля в отношении этой войны, а также ситуации в мире. Радует то, что некоторые из молодых респондентов сказали, что они не смотрят телевизор и узнают информацию из альтернативных источников, поэтому есть вероятность, что они узнают информацию не только из одного источника. Люди третьего поколения, к сожалению, в том числе те, кто принял участие в опросе, в большинстве своем сторонники Кремля, оправдывают войну России против Украины”, – также подчеркнул Петр Маковей.
“Управление кризисом с беженцами на левом берегу Днестра и ситуация на поле боя в соседней стране являются темами-ТАБУ, поскольку это будет напоминать о России, являясь регионом, экономически зависимым от Москвы, но и на уровне менталитета, видений и ценностей, которые продвигают на левом берегу Днестра, – объясняет исполнительный директор API Петр Маковей.
“То же самое произошло и в Гагаузии, где действуют международные программы поддержки беженцев из Украины. Люди понимают, что Россия – это государство-агрессор, но под давлением со стороны официальной пропаганды, местных политиков, СМИ, контролируемых местными политиками, они несут определенный посыл: посыл о бездействии, молчании в отношении этих злодеяний, люди несколько сбиты с толку. С одной стороны, они против войны, с другой стороны, они не понимают, как они могут выступить против России. Десятилетиями российская пропаганда внушала им, что они являются частью русского мира, что они должны быть частью России, что бы ни случилось, и тут у них возникает когнитивный диссонанс: они как люди против войны, взаимодействуют с людьми, помогают им, у них есть родственники, которые находятся в Украине и являются прямыми жертвами этих злодеяний, но на уровне менталитета они категорически не готовы выступать против. Я убежден, что если каким-то чудом сепаратистские власти Тирасполя завтра выступят против войны и осудят Россию за ее поведение в этом регионе, и остальные люди поступят так же, только это большая проблема лидерства, антивойны, как в приднестровском, так и в гагаузском регионе”, – заключает Маковей для zonadesecuritate.md.
Граждане Республики Молдова на левом берегу Днестра находятся в огромном информационном вакууме, выводы вытекают из так называемой информационной картины, освещенной якобы прессой из Тирасполя. На политическом уровне ситуация похожая. Тираспольский режим так и не раскрыл со времен российского вторжения в Украину свою позицию в отношении этой агрессии и того, как решается кризис с украинскими беженцами по ту сторону Днестра. Ярким примером может служить случай с якобы министром иностранных дел Тирасполя Виталием Игнатьевым, давая интервью в Кишиневе журналистам на правом берегу Днестра, он смог дать оценку тому, что уже почти год происходит на границе с регионом. Он, однако, категорически не произносил слово “война”, хотя ему задавали несколько вопросов по этой теме, и каждый раз Игнатьев заявлял, что не может давать комментарии на эту тему.
Можно сделать вывод, что все это время режим нужно было воспринимать как нейтральный к российской агрессии. Преднамеренный отказ якобы министра иностранных дел приднестровского региона Виталия Игнатьева произнести слово “война” и не признать, что он гражданин Украины, безоговорочно дал понять, на чьей стороне сепаратистский регион, поддерживаемый Российской Федерацией в военном, политическом и экономическом плане, означает положение дел, сохраняющееся на левом берегу Днестра. Кроме того, спустя почти год после войны в соседней стране в так называемом информационном пространстве Приднестровского региона до сих пор четко не произносится слово “война”, но всё еще используются такие фразы, как спецоперация, ситуация в Украине или военные действия.
Виталие Гуцу, журналист, председатель А.О. Академия Творчества и Инноваций. Более 15 лет занимается телевизионной журналистикой. На протяжении всей своей карьеры он был репортером, редактором, продюсером, директором отдела новостей и дебатов на общественном телеканале MOLDOVA 1. В 2014 году он стал специальным корреспондентом телеканала TVR 1 в Кишиневе, а затем репортером телеканала TVR MOLDOVA, модератором общественно-политических ток-шоу. Через 3 года он становится директором отдела новостей на телеканале TVR MOLDOVA. Параллельно он выполнял работу главного редактора регионального телеканала ELITA TV. Менеджер новостного портала Moldova9.com. На факультете журналистики и коммуникационных наук он является университетским лектором. Опубликовал несколько научных статей.
Данная статья доступна и на сайте Nord News: https://nordnews.md/ru/vojna-rossii-protiv-ukrainy-i-krizis-s-bezhenczami-v-sosednej-strane-nemye-i-slepye-temy-v-tak-nazyvaemom-informaczionnom-prostranstve-tiraspolya/?fbclid=IwAR1vEoH6bpnAtbQIjxbD7WSvaBuTdmYNMsGfumt2HrW35ilToGd2vguOpno
Эта статья подготовлена в рамках проекта “Вклад гражданского общества в борьбу с новыми гибридными угрозами в ответ на приток беженцев: решение проблемы активной устойчивости Республики Молдова”, реализуемого APE в партнерстве с Nord News, Европейским центром “Про-Европа” в Комрате и Zona de Securitate, финансируемого за счет гранта Института по освещению войны и мира (IWPR) при поддержке правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Вышеприведенные мнения, результаты и выводы принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения IWPR и правительства Великобритании.