Наталья СТЕРКУЛ

Ассоциация Внешней Политики Республики Молдова

Инструменты гибридной войны, используемые Россией, имеют достаточно обширный диапазон применения, который постепенно все больше расширяется. Война России против Украины наглядно продемонстрировала это. Наряду с прямыми военными действиями, атаками, направленными на системное уничтожение инфраструктуры Украины и подрыв жизнеспособности украинского государства, угрозами гибридного характера, российской пропагандистской риторикой, беженцы и перемещенные лица также стали своего рода инструментами гибридной войны России. Будучи соседней с Украиной государством, Республике Молдова приходится крайне сложно справляться с последствиями этой войны. С целью защиты информационной системы и поддержания национальной безопасности страны властные структуры усилили меры реагирования, направленные на борьбу с российской пропагандой, дезинформацией  и искаженным освещением войны. В стране, в которой в оппозиции к нынешней проевропейской власти сосредоточены про-российские партии и проживает значительное число русскоязычного населения, в частности, на севере Молдовы, в Гагаузии и Приднестровском регионе, это не могло не вызвать критику и обвинения в адрес властей. Однако, понимание того, что русскоязычная аудитория – основная целевая группа информационно-пропагандистских атак России, направленная на оправдание российской агрессии против Украины и ведущая к дестабилизации общества, обусловило принятие более жестких мер противодействия гибридным угрозам и поддержания информационной безопасности государства.

Инструменты российской гибридной войны

Беженцы, переселенцы, перемещенные лица в результате войн и конфликтов все чаще  становятся инструментами гибридной войны, политического торга и давления, наряду с другими гибридными угрозами, объединяющими достаточно широкий диапазон враждебных действий и намерений противника. Нередко такого рода инструментарий рассматривают с точки зрения стратегически подготовленной миграции давления, которая, как правило, имеет долгосрочный характер. При этом уязвимым становятся не только соседние государства, но и многие другие страны, в которые направляются беженцы. Для Республики Молдова, которая является маленькой страной, полномасштабное вторжение России в Украину, повлекшее за собой поток беженцев, стало серьезным вызовом и обусловило необходимость решения принципиально новых задач. Среди них первостепенными стали: обеспечение безопасности и контроля передвижения людей на границах, объявление режима Чрезвычайного положения, открытие и оснащение центров кризисного управления и временного пребывания беженцев, обеспечение их продовольствием, средствами гигиены и оказания первой помощи, а также поддержание национальной безопасности и принятие особых, дополнительных мер, направленных на укрепление устойчивости информационной системы государства.

Россия в войне против Украины применяет сочетание прямых военных действий с гибридной войной, используя при этом атаки направленные на системное уничтожение украинской энергосистемы, что является ударом по экономике, социальной сфере и населению. Это выступает одним из убедительных доказательств того, что Россия учитывает и рассматривает использование мигрантов как оружия. Первая массовая волна беженцев началась фактически сразу после российского вторжения в Украину, вторая волна, обусловлена российскими ударами по энергосистеме Украины, что напрямую угрожает мирному населению, ведет к разрушению инфраструктуры, оставляя миллионы людей без света, воды и тепла. С наступлением холодов ситуация в Украине значительно ухудшилась, поскольку появилась реальная угроза выживанию людей. Российские удары по энергетической инфраструктуре продолжаются. В результате значительных повреждений энергосистемы Украины и продолжительных отключений электричества, угроза тотального блэкаута стала вполне реальной. Россия делает все возможное для окончательного подрыва жизнеспособности украинского государства. Идет война на истощение. Отток населения дает больше шансов на оккупацию опустевших территорий Украины.

Все это сопровождается массированным использованием Россией ее пропаганды и дезинформации во внешнем информационном поле. В условиях нынешней войны проблема противодействия и борьбы с гибридными угрозами становится чрезвычайно острой не только в Республике Молдова, где проживает значительная часть русскоязычного населения, но и для стран ЕС, куда хлынул поток беженцев и где сосредоточены крупные русскоязычные общины. Это один из путей, ведущий к дестабилизации и расколу в обществе. Русскоязычная аудитория – главная целевая группа информационных атак России и ее основной инструмент в гибридной войне. Поэтому важно регулярно подпитывать посредством пророссийских информационных вбросов устоявшиеся в обществе идеи и настроения с соответствующей пропагандистской риторикой, направленной на поддержку путинского режима и оправдание российской агрессии.

Меры поддержания информационной безопасности Республики Молдова

Молдова наиболее сильно в этом смысле подвержена пагубному влиянию российской пропаганды и дезинформации. Понимая всю сложность ситуации, в котором оказалось информационное пространство страны в условиях войны в соседнем государстве, Парламент Республики Молдова 2 июня 2022 года принял законопроект, предусматривающий наказание за распространение дезинформации, связанной с безопасностью государства. Документ предусматривает внесение изменений в Кодекс аудиовизуальных медиа-услуг Молдовы и направлен на предотвращение и борьбу с попытками дезинформации распространением недостоверной информации в медиапространстве. Также Кодекс дополнен положениями, согласно которым поставщики медиа услуг не будут вещать, а распространители медиа услуг не будут ретранслировать аудиовизуальные теле- и радиопрограммы с информативным, информационно-аналитическим, военно-политическим содержанием, которые были произведены в других государствах, кроме государств-членов Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки, Канада и государства, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, за исключением фильмов и развлекательных шоу, не имеющих милитаристского содержания. Также, не будут транслироваться и ретранслироваться аудиовизуальные программы которые, независимо от их происхождения, оправдывают агрессивные войны, отрицают военные преступления и преступления против человечности или разжигают ненависть.

В условиях, когда у границ Молдовы идет война, а в стране находятся украинские беженцы, защите национального информационного пространства стали уделять значительно большее внимание с целью предотвращения дестабилизации ситуации в стране и сохранения стабильности. Некорректное освещение войны в Украине и продвижение российской пропагандистской риторики стали пресекаться.

Примером может послужить решение принятое правительственной Комиссией по чрезвычайным ситуациям вступило в силу 19 декабря 2022. На его основании в Молдове приостановлено вещание шести телеканалов на период чрезвычайного положения. В частности,это коснулось приостановки действия лицензий для телеканалов TV6, Orhei TV, Primul in Moldova, Accent TV, NTV Moldova (все они принадлежат или аффилированы лидеру партии «Шор», беглому олигарху Илану Шору), и RTR Moldova, который активно освещал деятельность партии «Шор», а сетка его вещания основана на ретрансляции фильмов и программ телеканала «РТР-Планета», который, как известно, имеет исключительно пророссийскую направленность и широко использует пророссийскую пропагандистскую риторику.

Разумеется, представители данных шести телеканалов осудили данное решение  и заявили, что оно не имеет правовой основы, было принято в политических интересах и является атакой на свободу выражения мнений. Критика со стороны оппозиции также была довольно жесткой и сопровождалась целым шквалом обвинений в адрес властей. В частности, в обращении Партии социалистов отмечается, что правительство осуществляет зачистку средств массовой информации государства и устанавливает тотальную политическую цензуру в интересах правящей партии. Не менее острой была и критика Башкана АТО Гагаузия, Ирина Влах не только назвала это решение незаконным и не транспарентным, но и обратилась к международным институтам с призывом отреагировать на решение молдавских властей.

В атмосфере нарастающей критики с разъяснением причин приостановлении действия лицензии шести телеканалов выступил директор Службы информации и безопасности (СИБ) Александру Мустяцэ, отметив, что данное решение является не актом цензуры, а результатом обширного анализа, проведенного Аудиовизуальным советом и СИБ, который установил систематическое и умышленное нарушение данными телеканалами национального законодательства. Кроме того, директор СИБ пояснил, что принятая мера направлена, прежде всего, на защиту граждан от искажения событий, происходящих в стране и в регионе и защиту информационного пространстранства страны.

Следует заметит, что несколько ранее Совет телевидения и радио (СТР) оштрафовал 11 телеканалов за недостаточный объем местных аудиовизуальных программ на румынском языке. Среди них: „Canal 5”, „Canal 2”, „Canal 3”, „Publika TV”, „Mega”, „Familia”, „Primul în Moldova”, „Accent TV”, „TV 6”, „Orhei TV” и „Pro TV Chișinău”. Общая сумма наложенных штрафов составила 332 тыс. леев.

Более обстоятельные подходы к поддержанию информационной безопасности и соблюдению национального законодательства в отношении правил функционирования медиарынка позволят не только укрепить информационную безопасность, но и добиться структурных изменений в этой сфере. Молдавское информационное пространство должно преобразиться и поступательно развиваться с увеличением объема контента на румынском языке. Пресечение распространения ложной информации, российской пропаганды и оправдания войн и насилия видятся в полной мере обоснованными и необходимыми. Критика же о цензуре и нарушении свободы слова, в данном случае, не совсем уместна, поскольку разница между свободой слова и пропагандой достаточно ощутима. Таким образом диапазон использования Россией инструментов гибридной войны становится все шире и требует более радикальных, жестких и безотлагательных мер реагирования. Промедление грозит подрывом информационной безопасности Республики Молдова и стран ЕС, в которых обосновались беженцы и перемещенные лица.

Наталья Стеркул, исполнительный директор Ассоциации Внешней Политики Республики Молдова (APE), эксперт, аналитик. Более пяти лет возглавляла департамент APE Восточные исследования: Украина и Россия. Окончила аспирантуру при Академии наук Республики Молдова, кандидат политических наук, доцент, Факультет Международных отношений, Политических и Административных наук, Молдавский Государственный Университет. Автор многочисленных научных работ и политико-аналитических исследований. Занимается преподавательской деятельностью и вовлечением молодежи в общественно-политическую жизнь государства. В рамках своей деятельности сотрудничает с местными и зарубежными неправительственными организациями, способствуя подготовке молодежи и продвижению нового поколения молодых лидеров.

Данная статья доступна и на сайте Nord News: https://nordnews.md/ru/instrumenty-rossijskoj-gibridnoj-vojny-i-mery-podderzhaniya-informaczionnoj-bezopasnosti-respubliki-moldova/

Данная статья подготовлена в рамках проекта «Вклад гражданского общества в противодействие новым гибридным угрозам как ответ на приток беженцев: выработка активного устойчивого подхода в Республике Молдова», реализуемого Ассоциацией Внешней Политики (АРЕ) в партнерстве с Nord News, Европейским центром «Про-Европа» в Комрате и Зоной Безопасности, финансируемым за счет гранта Института по освещению войны и мира (IWPR) при поддержке Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Упомянутые мнения, выводы и заключения принадлежат авторам и не обязательно отражают видение IWPR и правительства Соединенного Королевства.