Наметившаяся тенденция укрепления молдавско-российского диалога в 2018 году сопряжена сложностью внутриполитической ситуации в Республике Молдова, противоречивостью заявлений и действий властных структур, а также внешней политикой, проводимой Российской Федерацией в регионе, традиционно находящемся в зоне ее стратегических интересов и влияния. Среди трендов, преобладавших в 2018 году в молдавско-российских отношениях, пожалуй, можно выделить следующие:
– Регулярные визиты Президента Республики Молдова в Москву, встречи И. Додона с В. Путиным, с членами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, политиками, государственными деятелями, представителями крупного бизнеса, деловой среды и духовенством Русской Православной Церкви.
Насыщенность этих контактов, вышедшая на небывалый уровень в 2018 году в сравнении с предшествующими периодами, демонстрировала приверженность реализации курса на сближение отношений с Российской Федерацией, которую декларирует И. Додон. Все это омрачалось отсутствием у Президента реальных рычагов власти для воздействия на Правительство и Парламент, поскольку его полномочия ограничены. Однако, несмотря на весь спектр препятствий, решимость главы государства укреплять молдавско-российские отношения была проявлена в полной мере. Прежде всего, это обусловлено стремлением привлечь как можно большее число избирателей, с тем, чтобы они поддержали Партию социалистов на приближающихся Парламентских выборах, а также заручиться политической поддержкой Российской Федерации.
Несмотря на результаты выборов, этот тренд будет сохраняться до тех пор, пока Молдова ведет «двойную игру», искусственно укрепляя роль геополитического фактора во внешней политике государства. Реальных же движений в направлении улучшения молдавско-российских отношений ожидать не стоит.
– Развитие экономических связей, повышение уровня товарооборота между государствами, рост поставок винной и сельскохозяйственной продукции, которая ранее неоднократно становились причиной напряженности отношений между государствами. В будущем эта составляющая двусторонних отношений будет по-прежнему зависеть от согласованности политических решений сторон, и выступать в качестве объекта манипуляций в случае проведения Кишиневом политики идущей вразрез с видением и планами Москвы.
– «Мягкая сила» как неотъемлемая составляющая политики России в отношении Молдовы сохраняется, несмотря на меры, предпринятые молдавскими властями. Ее сущностный и инструментальный аспекты не поддаются в полной мере использующимся противодействующим политическим технологиям.
– Сохранение целого спектра проблем в отношениях между Республикой Молдова и Россией. В частности, неурегулированность Приднестровского конфликта, присутствие Оперативной группы российских войск в Приднестровье и нежелание ее вывода, значительное увеличение в 2018 году военных учений в этом регионе, приводящихся вооруженными силами Российской Федерации вместе с военизированными структурами Приднестровского региона.
Кроме того, Приднестровье идентифицирует себя с Россией. О чем свидетельствует принятый российский флаг в качестве второго государственного, открытие собственного представительства в Москве, деятельность которого направлена на представление интересов Верховного Совета ПМР, поддержку соотечественников, проживающих в РФ, помощь в организации культурно-просветительских и деловых форумов, конгрессов, а также организацию и содействие развитию приднестровской диаспоры на территории России.
Так, можно констатировать все большее укрепление российского влияния в Приднестровском регионе, нарастание препятствий для реинтеграции государства, а также усугубление опасений относительно возможной федерализации Приднестровья, что актуализирует проблему региональной безопасности. Очевидным видится, что в Москве заинтересованы в формировании в Молдове поствыборной коалиции, которая будет поддерживать позицию России по всем направлениям, в том числе и в отношении Приднестровского вопроса.