(Russian) Интервью, Ион Стэвилэ, Посол Молдовы: „Порошенко лишил Путина поводов для продолжения военных действий”. РБК-Украина. 14.10.2014.

207

Посол Молдовы в Украине Ион Стэвилэ в интервью РБК-Украина рассказал об элементах приднестровского сценария на Донбассе, о практически завершенной демаркации украинско-молдавской границы, об торговых взаимоотношениях, а также о „дружеском” поведении России.

РБК-Украина: Как Вы считаете, господин посол, есть ли сходство между украинским Донбассом и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой?

Ион Стэвилэ: В последнее время я заметил, как часто политики, эксперты и журналисты в Украине проводят параллели между приднестровским конфликтом и ситуацией, которая складывается на востоке Украины. Видимо, для этого есть определенные серьезные основания.

Наверно, имеется в виду, прежде всего то, что эти конфликтные ситуации – геополитические по своей сути – возникли и проявились по одному и тому же сценарию. Эти конфликты были инспирированы и подпитываемы из определенного имперского центра – из Москвы как инструмент противодействия стремлению наших стран к утверждению своей независимости и реализации наших евроинтеграционных устремлений.

Я абсолютно убежден в том, что если бы не было этого тлетворного влияния извне, не было бы такого острого вооруженного противостояния и мы смогли бы найти решения любых противоречий в рамках демократических политических процессов.

Те, кто проводит определенные аналогии между конфликтами на Днестре и на Донбассе, очевидно, имеют в виду также и общую тенденцию, так сказать, к замораживанию этих конфликтов и их направлению в русло длительного и непростого политического процесса поиска путей их мирного урегулирования.

Мы внимательно наблюдаем за прилагаемыми украинскими властями усилиями для недопущения появления „второго Приднестровья” в Украине и скорейшего разрешения конфликта на Донбассе. Мы искренне хотим пожелать нашим украинским друзьям успехов в этом направлении.

Вместе с тем, мы хорошо понимаем тех, кто с озабоченностью смотрит на то, что происходит сегодня в Донецкой и Луганской областях, как сепаратистские пророссийские силы нарушают режим прекращения огня, как вытесняются оттуда конституционные органы государственной власти, как готовятся к проведению местных выборов по своему сценарию и к избранию уже в ноябре своих руководителей и своих органов власти и т.д.

Полагаю, что именно эти тенденции имеют в виду те, кто сравнивает эти два конфликта – в Приднестровье и на востоке Украины.

РБК-Украина: Вы видели закон об особом режиме местного самоуправления на Донбассе, который приняла Верховная Рада? Как Вы его оцениваете?

Ион Стэвилэ: Я, конечно, внимательно прочитал этот закон, но статус дипломата не позволяет мне давать оценки законодательным актам и другим решениям, которые принимаются Верховной Радой и руководством Украины. Это должны сделать сами украинские политики, эксперты, представители гражданского общества и сам народ Украины.

Мы внимательно следим за теми острыми дебатами, которые ведутся здесь вокруг этого закона, и другими важными решениями, которые направлены на поиск путей разрешения конфликта на Донбассе и преодоление всех трудностей, с которыми в последнее время сталкиваются Украина и украинский народ. Мы хотим, чтобы эти решения привели к тем положительным результатам, которых ожидают в украинском обществе.

И все-таки я позволю себе утверждать, что руководство Украины поступило совершенно правильно и мудро, например, когда решило подписать мирные соглашения в Минске и согласилось отложить на год дату вступления в силу положений соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом относительно создания зоны свободной торговли. Некоторые расценивают эти шаги как серьезные уступки Путину, но мне кажется, что эти решения имеют один чрезвычайно важный эффект: поступив таким образом, Президент Порошенко лишил Президента Путина серьезных поводов для продолжения военных действий на территории Украины.

И еще одна ремарка: мне сегодня приятно наблюдать за тем, как украинский народ становится все более сплоченным, как украинцы проявляют свой патриотический дух и мобилизуются на борьбу против реальной внешней угрозы, на защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности своей страны.

РБК-Украина: Молдова принимала нечто подобное в отношении Приднестровья?

Ион Стэвилэ: Да. В июле 1992 года, после, к счастью, непродолжительного вооруженного конфликта на Днестре, в результате которого погибло около тысячи человек с обеих сторон, руководство Молдовы, убедившись в том, особенно после вмешательства в сложившуюся ситуацию 14-й российской армии, находящейся на тот момент нелегитимно на нашей территории, что военным путем невозможно будет разрешить приднестровский конфликт, подписало с руководством Российской Федерации соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова.

В соответствии с положениями данного соглашения, огонь был прекращен; была создана зона безопасности – полоса вдоль реки Днестр длиной в 225 км и шириной 15-20 км, из которой должны были быть отведены вооруженные формирования противоборствующих сторон; в этой зоне были размещены трехсторонние миротворческие силы: со стороны Кишинева, Тирасполя и Российской Федерации – около 500 человек от каждой стороны и 10 военных наблюдателей от Украины, которые присоединились чуть позже. Как известно, эта миротворческая операция на Днестре продолжается до сих пор, но, поскольку она не соответствует общепринятым международным критериям и не способствует процессу урегулирования конфликта, мы настойчиво требуем ее трансформации в многонациональную миссию с мандатом международной организации – например, ОБСЕ.

Параллельно с этим, скажем так, миротворческим процессом, развивается и переговорный процесс в формате 5+2, участники которого собираются периодически по 5-6 раз в год для обсуждения различных аспектов приднестровского урегулирования. В этом дипломатическом „уравнении” пять – это Кишинев, Тирасполь и посредники – ОБСЕ, Российская Федерация и Украина, а два – это ЕС и США со статусом наблюдателя.

К сожалению, несмотря на весьма солидный политический вес вовлеченных в этот механизм международных игроков, по хорошо понятным всем причинам нам не удалось до сих пор найти решение главного вопроса конфликта – определение статуса Приднестровья на основе сохранения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Эту принципиальную для нас позицию ставят под сомнение представители Приднестровья и Российской Федерации, которые стремятся продвигать различные проекты по федерализации молдавского государства, способные привести в конечном итоге к его развалу.

В июле 2005 года, кстати, в соответствии с так называемым „планом Ющенко”, парламент Молдовы принял почти единодушным голосованием закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья). К сожалению, этот документ, который обеспечивал Приднестровью статус широкой автономии в составе Республики Молдова как унитарного государства, был категорически отвергнут Тирасполем.

Несмотря на трудности процесса приднестровского урегулирования, мы и дальше будем стремиться убедить Приднестровье вернуться в состав Республики Молдова, предлагая населению этого региона европейские ценности и стандарты: более высокий уровень жизни и социальной защищенности, более развитую экономику и подлинную демократию, реальную защиту прав человека и основных свобод и т.д.

Кстати, мы решили продлить еще на один год торговые преференции, предоставленные нам Евросоюзом еще в 2008 году, такие, какими сегодня успешно пользуется и Украина. А это чрезвычайно важный фактор, учитывая, что экспорт товаров из Приднестровья на европейский рынок составляет около 30%, а вместе с поставками товаров на правый берег Днестра (35%) и в Украине (10%) – это более 75% всего внешнеторгового оборота этого региона.

Но все это, о чем я рассказываю, – это специфика конфликтной ситуации в Молдове, которая, кстати, хорошо знакома в Украине – в государственных структурах, в политических кругах, в экспертном сообществе. Полагаю, что наш опыт и уроки приднестровского урегулирования могут быть полезными нашим украинским друзьям, особенно для избегания наших ошибок и просчетов.

РБК-Украина: Как проходит демаркация и обустройство украинско-молдавской границы? Каковы на данный момент результаты?

Ион Стэвилэ: Мы достигли огромного прогресса в осуществлении работ по демаркации молдавско-украинской государственной границы и его обустройства. Мы практически полностью демаркировали северную и южную части границы и продвинулись значительно по центральному/приднестровскому участку. Там у нас всего около 450 км, из которых еще осталось демаркировать где-то 5-7 км. Мы рады констатировать, что наша общая граница уже демаркирована на 99%. Наши эксперты работают над заключительной документацией по демаркации границы. То есть работа в этом направлении ведется достаточно успешно, и мы уверены, что этот вопрос будет решен в ближайшее время.

Мы достаточно плодотворно взаимодействуем с нашими украинскими коллегами в трехстороннем формате – вместе европейскими партнерами, по вопросам развития интегрированного менеджмента государственной границы, обустройства и модернизации контрольно-пропускных пунктов, организации совместного контроля в некоторых пунктах пропуска. В этом деле активно задействована и миссия Евросоюза по оказанию помощи на границе – миссия EUBAM, головной офис которой находится в Одессе. Мы очень благодарны Европейскому союзу за предоставление финансовой и технической поддержки для модернизации наших границ на основе европейских стандартов. Это особенно важно для нас в контексте либерализации визового режима и создания зоны свободной торговли с Евросоюзом. Мы будем стремиться улучшить взаимодействие для того, чтобы более эффективно бороться с негативными явлениями на нашей границе, то есть с нелегальной миграцией, контрабандой, трансграничной преступностью и т.д.

В последнее время украинские власти принимают меры для усиления безопасности на границе. Когда я проезжал через границу, видел, что были построены укрепления, блокпосты. Роют ров, который также является своеобразной формой борьбы с контрабандой по зеленой части границы. Мы это приветствуем и понимаем. Мы рассматриваем это как меры предупреждения возникновения определенных рисков и угроз, которые могут исходить из Приднестровья. Надеемся, что это будет достаточно эффективно и ситуация в регионе сохранится спокойной, без эксцессов.

РБК-Украина: Каков сейчас товарооборот между Украиной и Молдовой? Повлиял ли как-то на торговлю конфликт на Донбассе?

Ион Стэвилэ: Для нас Украина является одним из важнейших традиционных внешнеэкономических и торговых партнеров. Она постоянно занимает третье место по импорту товаров и пятое – по экспорту. Объем товарооборота между нашими странами в долгие годы сохранялся на достаточно стабильном уровне. В 2008 году был установлен рекорд – около 1 млрд долларов.

Однако в последнее время наметился определенный спад товарооборота между нашими странами. Кстати, такая тенденция проявляется не только между нашими странами, но и во всем пространстве СНГ. И это понятно почему. Думаю, что это объясняется, прежде всего, негативными последствиями мирового экономического кризиса. Очевидно, что негативное влияние на внешнеторговую деятельность оказали нестабильность и политические потрясения, через которых сегодня проходят наши страны. Мы видим как из-за конфликта на востоке Украины и аннексии Крыма товарно-транспортные потоки в тех направлениях прекратились.

По всей вероятности, под воздействием политического давления и торговых ограничений, которые Российская Федерация применяет в последнее время по отношению к нашим странам вследствие подписания соглашений об ассоциации с ЕС, нам придется перестраивать внешнеторговые отношения. Естественным выходом из этой ситуации было бы увеличение двустороннего товарообмена между нашими странами, а также поиска новых рынков сбыта.

В этом смысле Москва уже преподала нам тяжелые уроки, когда трижды запрещала импорт молдавских вин – основной продукт молдавского экспорта, на российский рынок. Первый раз в 2006, второй – в 2009 и третий в сентябре прошлого года. Каждый раз такие решения принимались по политическим мотивам.

Странное поведение наших „стратегических партнеров”, которые решили наказать нас за естественное стремление к созданию зоны свободной торговли с ЕС и условий для безвизовых поездок наших граждан в европейские страны. То есть таких же благоприятных условий для сотрудничества, какие у нас давно сложились в отношениях с Российской Федерацией и другими странами СНГ. Я думаю, что подлинные мотивы такого „дружеского” поведения всем хорошо понятны.

РБК-Украина: Каким Вы видите будущее украинско-молдавских отношений? Какие направления приоритетны и наиболее перспективны в дальнейшем развитии двустороннего сотрудничестве?

Ион Стэвилэ: Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются наши страны в последнее время, надеюсь, временными, я смотрю на перспективы дальнейшего развития отношений между Молдовой и Украиной довольно оптимистично. Для такого настроения у меня есть достаточно серьезные основания.

Отношения между нашими странами традиционно строились на принципах добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. В трудные времена мы всегда протягивали друг другу руку помощи, как это происходит в эти дни. В наших странах с давних времен проживают многочисленные диаспоры, которые связывают наши народы прочными духовными, культурными и гуманитарными связями.

Что касается приоритетных направлений дальнейшего развития отношений между нашими странами, то они являются традиционными, а именно: продвижение политического диалога на всех уровнях; углубление сотрудничества в торгово-экономической сфере; укрепление культурно-гуманитарных связей.

Приятно отметить, что в последнее время руководители наших стран общаются довольно интенсивно: на уровне глав государств, премьер-министров, руководителей парламентов. Президент Молдовы Николае Тимофти принял участие в мероприятиях по инаугурации нового Президента Украины Петра Порошенко; в этом году молдавский премьер приехал в Киев с рабочими визитами дважды – в марте и в октябре; совсем недавно в Киев приехали два вице-премьер-министра Молдовы, министр внутренних дел, руководитель таможенной службы, заместитель министра иностранных дел, которые встретились со своими украинскими коллегами, с которыми провели обстоятельные консультации по широкому кругу вопросов двустороннего сотрудничества. В ближайшем будущем в Киев приедет заместитель министра культуры Молдовы.

Мы работаем над подготовкой очередного заседания межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое будет проведено в Киеве в первой половине следующего года, после парламентских выборов, которые состоятся в этом году, и у вас и у нас, – в октябре и ноябре месяце.

Уверен, что общий цивилизационный выбор наших народов в пользу европейской интеграции и подписанные недавно соглашения об ассоциации Молдовы и Украины с ЕС, в том числе о создании зоны свободной торговли, открывают новые, более широкие перспективы для дальнейшего расширения и углубления сотрудничества между нашими странами в самых различных областях. Мы будем стремиться к более тесному взаимодействию с нашими украинскими партнерами для достижения целей политической ассоциации и экономической интеграции с Евросоюзом, проведения структурных реформ и модернизации наших обществ, поиска альтернативных источников энергии, реализации совместных проектов по развитию трансграничного сотрудничества и освоению, в том числе в рамках еврорегионов, предусмотренных для этих целей специальных фондов и программ Евросоюза, и т.д.

Как вы понимаете, сегодня наши страны находятся в поиске новой парадигмы дальнейшего развития отношений сотрудничества, как на Востоке – с нашими традиционными партнерами, так и на Западе – с нашими новыми старыми друзьями.

Беседовала Ирина Голод