(RUS) РОЛЬ ВНЕШНИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В ПРОЦЕССЕ ДЕМОНТАЖА ОЛИГАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В МОЛДОВЕ И УКРАИНЕ

280

Прочное укоренение олигархата наложило свой отпечаток на политическое и социально-экономическое развитие Молдовы и Украины, что привело к глубинному системному кризису в обоих государствах. В условиях, когда власть в стране полностью контролируется олигархами, существуют лишь два возможных сценария – устранение олигархизма или его оптимизация. Молдова и Украина пошли по пути оптимизации с тем отличаем, что олигархия в Молдове монополизирована, а в Украине разрознена. Несмотря на разность внутренних ситуаций, сегодня, пожалуй, без доли скептицизма, можно говорить о начале процесса демонтажа олигархических систем в этих государствах. Безусловно, это трудный, тернистый путь, который будет сопровождаться трудностями, однако, это единственный шанс восстановить институциональные структуры и встать на путь подлинного демократического развития.

Крайне важным видится тот факт, что процесс демонтажа олигархических структур, в силу сложившихся обстоятельств в Молдове, начат под влиянием внешних игроков. Молдавские власти, стояли перед дилеммой досрочных выборов, поскольку не могли договориться между собой, прийти к компромиссу и создать коалицию. Ситуация разрешилась в самый последний момент и сыграли в этом свою роль именно представители внешних политических сил, чьи интересы сталкиваются в этом регионе – Брюсселя, Москвы и Вашингтона. Основания для этого на первый взгляд кажутся непонятными, принимая во внимание противостояние Запада и России. И хотя такого рода встреча все же исключение, а не правило, она продемонстрировала возможность выработки общей позиции и договоренности потенциально сильных держав в патовой ситуации, сложившейся в Молдове, в условиях, когда затронуты интересы всех. Кроме того, это свидетельство ограниченного суверенитета государства, явившегося результатом монополизированной олигархии.

Однако, после того как молдавские политические силы, являющиеся приверженцами разных взглядов под внешним влиянием проголосовали за демонтаж олигархического режима, этот режим включил свои защитные функции, не собираясь отступать. Убедить лидера Демократической партии отказаться от власти смог только американский посол в Республике Молдова, что вновь доказывает значимость внешних игроков и их способность оказывать влияние в критических ситуациях.

На повестке дня стоят вопросы демонтажа олигархического режима и осуществление реорганизации. Как это будет происходить? Удастся ли продолжить процесс деолигархизации институциональных структур, принять и реализовать пакет антиолигархических законов? Все эти вопросы пока остаются без ответа, ясным видится только одно, что все это будет происходить под внешним контролем.

В Украине ситуация несколько иная, сверхсложность ее внутриполитической ситуации на протяжении многих лет была вызвана неэффективностью власти, ориентированной на удовлетворение отнюдь не общественного, а собственного, частного интереса. Необходимость обновления властных структур ощущалась все острее, а Украина становилась все более ослабленной и уязвимой.

В Украине олигархическая система существует более двадцати лет, представители властных структур являются выходцами из этой системы. П. Порошенко один из самых ярких примеров, которому, будучи олигархом, удалось занять пост главы государства. В результате концентрация олигархического влияния распространилась на все сферы и изменила общий расклад сил в государстве. Помимо П. Порошенко в Украине есть и другие олигархи. Среди них такие широко известные лица как И. Коломойский – политический деятель, предприниматель-миллиардер; Р. Ахметов – один из самых богатых граждан Украины, которого именуют «королем Донбасса», обладающий значительным влиянием в политических кругах; Д. Фирташ – известный украинский бизнесмен, миллиардер и другие. Все они стали подконтрольны П. Порошенко, который разыгрывал свои политико-олигархические пасьянсы в период своего президентства. В таких условиях демократическое реформирование государства даже с теоретической точки зрения трудно себе представить.

Неоднократно звучали обвинения в адрес президента, затрагивающие продвижение и лоббирование им государственных решений в собственных интересах, наличие бизнеса в России – государстве агрессоре, выстраивание правоохранительной системы исключительно под себя. Более того, накануне Президентских выборов 2019 года, все чаще говорили об использовании им масштабных коррупционных механизмов и включение дополнительных электоральных технологий с целью удержания власти.

Кроме того, П. Порошенко всегда рассчитывал на поддержку западных партнеров. В ЕС его кандидатуру всячески поддерживали, чего нельзя сказать о США. В ходе электоральной кампании в Украине, американские СМИ связывали имя Порошенко с коррупцией и провалом реформ, а Зеленского представляли как лучший выбор для Украины, способный сделать действенными демократические институты и законы, а также избавить страну от определяющей роли олигархов в политической системе страны. Звучали также предположения, что предвыборная кампания Зеленского профинансирована США. Так или иначе, но роль внешнего фактора очевидна. Украина всегда была предметом стратегических интересов России и Запада, которые всячески пытаются оказывать на нее свое влияние. В условиях разветвленной олигархической системы это влияние весьма ощутимо.

Выборы, будучи масштабным общественно-политическим процессом, являются крайне непредсказуемыми в условиях прочно закрепившегося олигархата. Украинское общество, уставшее от олигархов и коррупции, сделало свой выбор в пользу В. Зеленского, человека, не имеющего опыта в политических делах, но декларирующего патриотизм и простые человеческие ценности.

Украинский олигархат по-прежнему остается весьма сильным звеном. Предстоит приложить немало усилий для демонтажа олигархической системы, удастся ли это В. Зеленскому, покажет время. Однако, первый шаг сделан, президент более не олицетворение олигархии.

Таким образом, роль внешних сил в процессе демонтажа олигархических систем довольна весома. В условиях, когда государственные институты неэффективны, а политическая элита неспособна самостоятельно найти общее приемлемое решение, именно они принимают жизненно важные решения и подталкивают к их реализации. Это дает основания предполагать, что восстановление институтов будет происходить под внешним контролем. Это, пожалуй, единственный путь для стабилизации ситуации, демонтажа олигархата, деолигархизации институциональных структур и отхода от формальных демократических процедур.